Созданы гражданами (без государственной или партийной инициативы или поддержки) с целью борьбы с преступлениями и правонарушениями. Это «Город без наркотиков» (ГБН, Екатеринбург), «Ночной патруль» (НП, Киров). Таких организаций не много, они удовлетворяют всем критериям виджилантизма.
ГБН возник как реакция на разгул наркоторговли в Екатеринбурге в конце 90-х гг., на фоне, как утверждали активисты, бездействия милиции и Госнаркоконтроля. Активисты «Ночного патруля» выехали на улицы Кирова, «чтобы навести в городе реальный порядок» в сентябре 2012 года после громкого ДТП со смертельным исходом, виновник которого, сын местного бизнесмена, как посчитали активисты, мог избежать наказания. И ГБН, и «Ночной патруль» решают довольно сложные задачи в конфликтных обстоятельствах, в агрессивной среде. Первые, как следует из названия, борются с распространителями наркотиков и занимаются реабилитацией наркозависимых; вторые ловят пьяных водителей. Обе организации существуют длительное время (ГБН с 1999, НП с 2012 года), проводят регулярные рейды (НП — пару рейдов в неделю, ГБН — еще чаще).
Обе организации достаточно открыты, регулярно отчитываются в своей деятельности перед посетителями своих ресурсов, стремясь получить одобрение среди сограждан. Поэтому изготавливаемый ими контент информативен и довольно качественен, для его распространения они задействуют максимальное число каналов: собственный сайт, страницы в наиболее популярных социальных сетях, размещение видео на YouTube. Ролики Н П отличаются еще и высоким профессиональным качеством, потому что один из активистов — журналист местного телевидения, он делает для своего телеканала еженедельные сюжеты о рейдах НП.
И ГБН, и НП так же, как многие организации других типов, пытаются в своих роликах представить нарушителей в максимально неприглядном виде, оскорбляют и унижают, часто провоцируют их на агрессию.