НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
ДОСЬЕ

МОЛОДЕЖНЫЙ
АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ
СПЕЦНАЗ (МАС)

Под маркой МАС существует несколько групп. Это разрозненное сетевое сообщество без каких-либо крепких связей между группами. Часть групп (на пике активности в 2013 году их было около 40) действует под контролем «России молодой», другие действуют самостоятельно. В социальных сетях размещены видеоролики об акциях этих групп.
Сбор активистов объединения «Россия молодая» / vk.com/rumol_ru
«Россия молодая» (Румол) — проправительственное молодежное движение, основанное в апреле 2005 года студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана. Движение своей идеологией считает «гражданский национализм», направленный против «западной экспансии, терроризма и коррупции». Движение прославилось митингами протеста у иностранных посольств и провокациями на мероприятиях оппозиции. Практикует проведение духовно-патриотических форумов, военно-тактических игр, лекций и акций по здоровому образу жизни.
С января 2016 года «Россией молодой» руководит Алиса Шабаева. В сентябре 2010 года «Россия молодая» подписала с ликвидированной в 2016 году Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков соглашение «о взаимодействии в сфере противодействия распространению наркотиков в молодежной среде». В ноябре 2010 года телеканал «Россия» показал сюжет неназванных активистах, которые обливали предполагаемых наркоторговцев несмываемой краской. Ролики с акциями собственно «Молодежного антинаркотического спецназа» появились в интернете с начала 2012 года; судя по их количеству, пик активности «спецназа» пришелся на 2013 год, после чего ролики практически исчезли.

В конце 2013 года активная выкладка в интернет роликов МАС прекратилась. Мы нашли один ролик, выложенный МАС Челябинска в августе 2014 года, и еще один, выложенный в июле 2015 московским МАСом.
Лидер «России молодой» Максим Мищенко в 2007 году стал депутатом Госдумы, в марте 2017 года приговорен судом за мошенничество к двум
с половиной годам лишения свободы.
Осенью 2013 года о борцах с наркоторговцами упомянул в телеинтервью Владимир Путин, несколько антинаркотических движений приписали это на свой счет. О финансировании МАС сведений в интернете нет, что не исключает получения денег от своего патрона, «Румола». МАС относится к тем рейдовым инициативам, которые от сотрудничества с полицейскими уклоняются. Для этого есть по крайней мере две причины: хулиганский характер рейдов и участие в них несовершеннолетних.

«Бойцов» в «спецназ» рекрутировали главным образом через группу «ВКонтакте». Участники рейдов нападали на торговцев курительными смесями, их автомобиль обклеивали стикерами «Здесь продают смерть!», машины разбивали и переворачивали, избивали самих наркоторговцев. Обычное наказание — дилера привязывали к ограждению или столбу и обливали краской. Видео с расправой выкладывалось в интернете. Судя по роликам, полиция если и приезжала на место происшествия, то с опозданием, когда уже некого было задерживать.
МАС не был чисто московским явлением. Его акции проводились в Санкт-Петербурге, Челябинске, Волгограде, Барнауле, подмосковном Подольске.
На апрель 2013 года в группе МАС «ВКонтакте» было зарегистрировано более 105000 человек. В переписке фигурировали номера телефонов торговцев «спайсами», активисты зазывали друг друга на акции и рассказывали об итогах рейдов.

Кроме самодельных роликов, в интернете можно найти десятки сюжетов с теми же героями, но снятых и показанных центральными и региональными телеканалами. Например, в сюжете ТВЦ о «спайсах» активисты МАС получают задание разгромить наркоточку и сжечь наркотики до приезда полиции, торговца смотать скотчем и облить краской, «никаких телесных повреждений». Зрителям сообщают, что обычная точка — это торговец и двое охранников, вооруженных травматическими пистолетами.
Очень динамичны и при этом структурно однотипны многочисленные сюжеты передачи «Экстренный вызов» телеканала РЕН ТВ Ролик начинается с атаки активистов, которые в масках, с громкими криками и матом набрасываются на наркоторговцев (их автомобиль, киоск). Корреспондент зовет их «молодежным спецназом» или просто «активистами», часто вообще не упоминая название конкретной организации, и объясняет, что перед нападением была проведена контрольная закупка курительных смесей. Под телекамеру машину или киоск громят, торговцев выволакивают, иногда к чему-нибудь привязывают, обливают краской, машину переворачивают. В конце сюжета обычно появляются полицейские. Активисты сдают им наркоторговцев или описывают их приметы. Полиция каких-то активных действий не производит, иногда отпускает торговца, потому что «все законно». Зеваки и прохожие активистов одобряют: «Молодцы, раз милиция не работает». Так выглядят телеверсии рейдов.
Активисты сдают им наркоторговцев или описывают их приметы. Полиция каких-то активных действий не производит, иногда отпускает торговца, потому что «все законно».
На весну 2017 года на странице МАС «ВКонтакте» висела заставка от 10 июня 2014 года, в которой МАС презентовал «новый сетевой проект» под названием «Гражданская активность России». Первый же пример рекламируемой активности — стихотворение некоего А.В. Авраменко в защиту животных: «Не обижайте кошек во дворах, / И брошенных собак не обижайте. / И веру к людям в преданных глазах, /Прошу вас, до конца не убивайте! / Нет их вины, что брошены они...» и т.д. В таком же нравоучительном духе написаны треть постов. Остальное — демотиваторы патриотической тематики, поздравления с праздниками, рекламные объявления и пр.
Ролики подают очевидное самоуправство «борцов с наркотиками» как нечто не просто оправданное, но героическое. Показательно, что заодно такие сюжеты указывают и на роль, предписываемую полицейским: здесь они выглядят как некие второстепенные персонажи, которые появляются к самом конце. Их роль в телесюжетах — легитимировать самоуправство и «подчистить» за молодежью, зафиксировать результат. В общем, телеролики предлагают молодежи пример для подражания, а полицейским — образец правильного реагирования на действия молодежных активистов.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ