НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Ложная эквивалентность
ВИГИЛАНТЫ vs АКТИВИСТЫ
В июне прошлого года в время рейда против парковки на тротуаре вигиланты из московского движения Стопхам Кирилл Бунин, Алексей Горбачевский и Кирилл Котов вступили в конфликт с сотрудниками спецподразделения МВД «Гром». По мнению Стопхам силовики припарковали автомобиль с нарушениями ПДД.

Между мужчинами завязалась драка, а после на стопхамовцев завели уголовное дело и арестовали. Их обвиняют в хулиганстве (213 УК РФ) и в насилии в отношении полицейских (318 УК РФ). Вигилантам грозит до пяти лет лишения свободы. 24 мая Бабушкинский районный суд Москвы провел первое предварительное слушание по этому делу и в очередной раз продлил меру пресечения для всех — Бунин, Горбачевский и Котов останутся под стражей до 16 ноября 2023 года.

Арест вигилантов вызвал широкий резонанс, и СМИ снова называют деятельность Стопхама, впрочем, как и других вигилантских групп, активизмом. Мы не согласны с подобной формулировкой и хотим объяснить, почему смешивать виджилантизм и активизм в корне неверно.
Слева: скриншот видеоролика Стопхам, момент конфликта вигилантов и силовиков.
Справа: Кирилл Бунин, Алексей Горбачевский и Кирилл Котов в суде, фото Дмитрия Чугунова.
И те, и другие представляют собой устойчивые группы, объединенные определенной целью и разработавшие единый формат действий для ее достижения. На этом сходство заканчивается.

Активисты соблюдают нормы закона для решения своих задач и решают их мирными методами. Для достижения своих целей вигиланты используют право и закон избирательно, в своей личной интерпретации, и используют чаще всего как средство для маскировки своих сомнительных акций.

Вигилантские группы сами решают, где нарушен закон, а где нет, то есть фактически присваивают себе статус и полномочия властей. Они самостоятельно и своими, часто агрессивными, методами привлекают «нарушителей» к ответственности, при этом деятельность вигилантов часто сама оказывается незаконной. Как это и произошло в случае московского Стопхама или воронежского Нашего надзора.
Активисты полагают недопустимым использовать насилие и принуждение как методы решения задач, в то время как вигилант преимущественно практикует насильственное принуждение к порядку.

Деятельность активистов продвигает те или иные ценности, уважение к социально незащищенным группам и т.д. Деятельность вигилантов, напротив, построена на унижении как моральном, так и физическом, и направлена на продвижение их самих (публичность, монетизация и т.п.) В отличии от активистской деятельности, ни одной проблемы вигилантскими способами решить не удалось.
Слева: активисты экологического движения борются против загрязнения природы.
Справа: вигилант из движения Лев против борется против распития алкоголя на улице.
В наших условиях именно такой компонент как насилие часто означает разрешение, если не прямое поощрение со стороны государства. И это служит еще одним подтверждением того, что деятельность вигилантов не может рассматриваться как по-настоящему общественная. По сути, это подконтрольное властям хулиганство — не что иное как подмена намерений и имитация общественной деятельности. В общем, активизмом это назвать можно, но только провластным и антиобщественным.

Как и активисты, вигиланты говорят об общественном благе и важности соблюдения закона, но средства достижения этих целей совершенно разные. Методы вигилантов вредоносны — они построены на насилии и унижении человеческого достоинства. Активистская деятельность носит исключительно мирный характер и ее цель — добиваться соблюдения прав человека, уважения к личности и окружающему миру.

Чрезвычайно важно понимать различия между активистами и вигилантами. Смешение этих абсолютно разных понятий ведет к искажению восприятия в обществе тех и других, и оно будет все больше расти. Это грозит обесцениванием настоящего активизма на фоне агрессивных хулиганских групп, борющихся с людьми за монетизацию и охваты.
Май 2023

ЧИТАТЬ ЕЩЕ