НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
ОБЗОР
Доносы и провокации

В первом квартале 2019 года отличились политизированные провластные вигилантские группы, такие как SERB, НОД или МГЕР. Их атакам подверглись участники «Марша материнского гнева» в Москве и Санкт-Петербурге, ФБК* Навального, руководительница ростовского отделения «Открытой России» Анастасия Шевченко, община Свидетелей Иеговы* в Орле.

Провокации SERB
Направлены на организации и людей, преследуемых властями
Провокации группы SERB всегда были политически или идеологически мотивированы, даже их официальная страница «ВКонтакте» называется: «SERB. проКремлевское радикальное движение». Типичные акции движения продолжались и в первом квартале 2019 года.

Так, 10 февраля, на «Марше материнского гнева», активисты движения спровоцировали драку, в результате которой полиция получила повод задержать нескольких протестующих; заодно забрали и самих «сербов».

В это же время на петербургском «Марше материнского гнева» задержали около десяти человек, но там протестующих пытались вытеснять активисты НОДа.

20 февраля члены SERB сорвали закрытый показ фильма «Праздник» в «Мемориале». Прибывшие полицейские никого не задержали и даже не проверили у хулиганов документы.

Второго марта перед Главным зданием МГУ проходил «народный сход» в поддержку задержанного аспиранта мехмата Азата Мифтахова. Поначалу полиция не вмешивалась, но затем пришли «сербы» и спровоцировали задержания. Все были доставлены в отдел полиции МГУ, где Бекетова через некоторое время отпустили.

Полиция чаще всего пассивно наблюдает за активностью SERB и других подобных групп. Иногда полиция задерживает членов SERB. Например, во время акции в поддержку фигурантов дела «Сети» Игорь Бекетов затеял потасовку. В результате были задержаны и пикетчик, и сам Бекетов. Но оппозиционера всю дорогу крепко держали за руки двое полицейских, а к Бекетову силу не применили, он шел самостоятельно, беседуя с сотрудником полиции.

Постоянная «неумелость» полиции именно в присутствии «сербовцев» маскирует слаженность и синхронность действий членов движения и полицейских. Практически во всех случаях хулиганство со стороны вигилантов не пресекалось, но полиция вмешивалась, как только появлялся повод обвинить в насильственных действиях оппозиционеров. Часто активисты SERB указывают полицейским. Иногда задержанными оказываются не только оппозиционеры, но и активисты, только первых обычно ждет наказание, а вторых отпускают.

Поскольку эта схема с небольшими вариациями (например, изредка вигилантов тоже «наказывают» небольшим штрафом) повторяется постоянно, бездействие полиции оказывается регулярным публичным действием и выглядит как соучастие в антиоппозиционных акциях. Журналисты в таких случаях привычно сетуют на неумение или бессилие полиции, хотя это повторяющееся «бессилие» — просто спектакль, разыгрываемый Бекетовым и полицейскими на публику.
Обратим внимание на то важное обстоятельство, что обычно жертвами вигилантов становятся организации или люди, преследуемые властями. Такая синхронизация может быть довольно глубокой. Например, летом 2018 года было несколько атак активистов SERB на офис движения «За права человека» Льва Пономарева. В январе 2019 года SERB опубликовал видео, в котором лидер организации Игорь Бекетов заявил, что кроме прочего писал в прокуратуру доносы на Льва Пономарева, и зачитал ответ прокуратуры, из которого следует, что последняя направила в Минюст требование внеплановой проверки организаций Пономарева. Ролик, собственно, так и называется: «Видео о том, кто является вдохновителем проверок правозащитных организаций Л. Пономарёва».

А 15 февраля SERB отчитался о победе: «Контрольный «выстрел» в голову национал-предателям интересам России. Меньше, чем за два дня — 13 и 14 февраля — Минюст внес в список «иноагентов» сразу три некоммерческие организации, в которых Пономарев числится руководителем».

Очевидно, что SERB — это такой специфический инструмент, который применяется, когда нужно сорвать оппозиционное мероприятие, к которому у властей вроде бы нет формальных претензий. Активистов SERB прекрасно дополняют полицию, и они вовсе не какие-то проправительственные клоуны, какими их привыкли изображать.

Нужно также заметить, что троллинг и издевательства, которым «сербы» подвергают оппонентов во время своих акций, прекрасно ложатся в видеоформат и востребованы прессой, даже если она симпатизирует пострадавшим оппозиционерам.
Провокации против ФБК*
Организованны участниками МГЕР при содействии полиции
В акциях против питерской штаб-квартиры Фонда борьбы с коррупцией мы наблюдаем те же цели и методы, что у SERB.

Второго марта ночью на здании штаба в Санкт-Петербурге появились надписи «штаб педофилов». Днем того же дня к зданию пришла группа людей с плакатами в «защиту детей». Активисты утверждали, что акция согласована, полицейские их не трогали. Собравшиеся называли себя «возмущенной молодежью» и говорили, что не знакомы между собой. Участники не смогли объяснить, откуда они узнали про время и место акции.

Поводом для обвинений в «педофилии» послужило задержание в Петербурге активиста оппозиционного движения «Весна» и бывшего волонтера штаба Навального Владимира Казаченко.

В большинстве пикетчиков активисты ФБК* опознали членов МГЕР. Один из опознанных участвовал в молодежном образовательном форуме «Территория смыслов», организатором которого является Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Второго видели на молодежном форуме «Территория действий». Его проводит организация «Боевое братство». Несколько участников провокации состоят в пропутинском общественно-политическом движении «Поколение Z | Люди будущего»..

В данном случае действует анонимная группа молодых людей, которые притворяются, что незнакомы друг с другом. Пока не ясно, насколько устойчивой она окажется.
Уголовное дело Анастасии Шевченко
Заявление написал координатор ростовского штаба НОД
В отличие от SERBа, НОД — сетевая структура с отделениями в провинции. Акции НОД не столь регулярны, как у «сербов», однако обе организации практикуют не только нападения и провокации, но и доносы.

23 января Ленинский суд Ростова отправил под домашний арест члена федерального совета и руководительницу ростовского отделения «Открытой России» Анастасию Шевченко, подозреваемую в деятельности организации, признанной нежелательной в России. Ее первой в России обвинили в правонарушении по статье 20.33 КоАП РФ (осуществление деятельности на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной) после того, как заявление написал координатор ростовского штаба Народно-освободительного движения (НОД) Алексей Шильченко. Тот сообщил в правоохранительные органы, что Шевченко в октябре приняла участие в политических дебатах, представляясь членом «Открытой России».

Дело вызвало скандал. Шевченко, находясь под домашним арестом, прервала свои визиты к дочери Алине, которая постоянно находилась в социальном учреждении. Состояние ребенка ухудшилось, но добиться разрешения следователя, от которого зависят все передвижения Шевченко за пределы квартиры, удалось только за счет общественного давления. Шевченко получила разрешение проститься с дочерью в последний момент. 31 января девочка умерла.

Ситуация была воспринята людьми как проявление цинизма и бессмысленной жестокости и по отношению к семье Шевченко и к ней лично, которая не обвиняется ни в каком преступлении, требующим столь строгой изоляции от общества.

Седбмого февраля правозащитные организации и группа членов Совета по правам человека при президенте (СПЧ) выступили в поддержку активистов Анастасии Шевченко, на следующий день правозащитный центр «Мемориал» признал Анастасию Шевченко политической заключенной.

Десятого февраля в ряде городов России прошли несанкционированные акции в поддержку Анастасии Шевченко под названием «Марш материнского гнева».
Безнаказанность казаков
Полиция и СК отказываются возбуждать дела, суд переносит процессы
В первом квартале не было каких-то ярких событий с участием казаков, но продолжалась история с попытками привлечь к ответственности казака, избившего участника митинга. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело, а суд уже пятый раз переносит рассмотрение жалобы юристов фонда «Общественный вердикт».

В день проведения в Москве акции «Он нам не царь» 5 мая 2018 года Иванов сфотографировал группу людей в казачьей форме, после чего на него напал человек в папахе. Злоумышленник схватил Иванова за волосы и несколько раз ударил лбом в лицо.

Еще двое избитых казаками обратились в правозащитную организацию «Зона права», но и в этих случаях виновные остаются безнаказанными.

Известно также, что с августа 2017 года правоохранительные органы саботируют поиск виновных и отказываются возбуждать уголовное дело об угрозах физической расправы и изнасилования со стороны казаков в адрес группы феминисток, которые в августе 2017 года пытались провести просветительский лагерь в одном из местных кемпингов.
Гонения на верующих
Доносы в полицию написаны активистами молодежной организации
Шестого февраля 2019 г. в Орле последователь Свидетелей Иеговы*, гражданин Дании Деннис Кристесен был приговорен к шести годам колонии общего режима. Ему были предъявлены обвинения по части 1 статьи 282.2 — «организация деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете в связи с осуществлением экстремистской деятельности». Кристенсен был арестован в Орле в мае 2017 г. во время полицейской операции «по пресечению молитвенного собрания Свидетелей Иеговы*».

За месяц до этого, в апреле, Верховный суд признал Управленческий центр Свидетелей Иеговы* в России, который координировал работу 395 региональных отделений, экстремистской организацией и на этом основании ликвидировал и сам центр, и его местные отделения, запретив их деятельность в РФ. Общину Свидетелей Иеговы* в Орле суд запретил еще в 2016 г. как «экстремистскую религиозную организацию».

В интервью телеканалу Россия 24 председатель «Скорой молодежной помощи» (СМП) Антон Андросов похвастался, что именно активисты движения выясняли места проведения проповедей и передавали эту информацию правоохранительным органам.
Не вполне понятно, происходит ли реальное обострение идеологического противоборства в обществе, или такой эффект возникает из-за подачи СМИ, но, кажется, интерес к такого рода событиям растет.

Особенно заметны были СЕРБ и НОД, однако, появились и новые группы подобной активности. Это не похоже на кампанию по свистку начальства, потому что мы видим выступления реальных организаций, а не ГОНГО.

*Признаны экстремистскими и запрещены в РФ
13 мая / 2019

Автор: А.П.
Фото: vk.com/svobodu_uznikam_seti,
bison-info.pro
ЧИТАТЬ ЕЩЕ