НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
ДОСЬЕ

Наш надзор

Общественная организация
без регистрации юридического лица
Рейд «Нашего надзора» в Астрахани / YouTube
Выступает против нарушений ПДД, захвата парковок, бездействия чиновников и полицейских в Воронеже и других городах России.

Движение существует с октября 2016. К проекту периодически присоединяются волонтеры, но по сути «Наш надзор» — это проект одного человека.

Основатель, лидер и единственный постоянный участник — Алексей Шамардин.
РУКОВОДИТЕЛЬ
Лидер движения — Алексей Шамардин — родился в 1978 году. Он получил специальность инженера-электрика, а в 2006 году прошел переподготовку в области оценки в Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России.

До 2017 года Шамардин работал в воронежской организации ООО «Содружество» оценщиком-экспертом, после чего уволился по собственному желанию. Из Российского общества оценщиков Шамардина по неизвестной причине исключили в феврале 2019 года. В некоторых источниках сообщается, что Шамардин по образованию юрист, однако, мы не нашли подтверждения этой информации.

Активист также числится судебным корреспондентом независимого интернет-СМИ «Росдержава» и нередко использует свой статус журналиста для устрашения нарушителей, угрожая во время конфликтных ситуаций уголовной ответственностью за препятствие «законной деятельности журналиста» (ст. 144 УК РФ). Тем не менее о случаях привлечения кого-либо к ответственности по этой статье после конфликтов с Шамардиным пока ничего не известно.
С ЧЕМ БОРЕТСЯ И ТИПЫ АКЦИЙ
Движение «Наш надзор», а по сути лично Алексей Шамардин, являющийся его бессменным лидером, идеологом и единственным постоянным участником, выступает против нарушений правил дорожного движения. Уличные акции вигиланта можно условно поделить на два типа: борьба с ездой/стоянкой автомобилей в неположенных местах и захват муниципальных парковок.

Шамардин также борется с бездействием чиновников и полицейских, контролирует их работу и исполнение федеральных законов. Этот вид деятельности активиста сводится к написанию жалоб в различные инстанции и подаче исков.

Рейды проводятся регулярно и довольно продолжительны по времени — некоторые акции длятся почти сутки. Во время рейдов ведется непрерывная видеосъемка, при участии волонтеров — с нескольких видеокамер. Отснятый материал монтируется и нарезается на несколько «серий», которые затем выходят на канале движения в Ютьюб.

Известность движения непрерывно растет, в частности благодаря участившимся в последнее время акциям за пределами Воронежа и совместным рейдам с другими активистами.
ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
С этого сообщения начинается общественная деятельность Шамардина и в настоящий момент не имеет практически ничего общего с этим текстом / ВКонтакте
Движение существует в Воронеже с октября 2016, хотя идея создать общественный проект возникла у Алексея Шамардина уже в 2015 году. У истоков «Нашего надзора» стояли несколько человек, в том числе воронежский блогер Владимир Благодырев, однако, после возникших разногласий относительно характера проведения рейдов, Благодырев и остальные участники, имена которых неизвестны, покинули проект.

В сети тогда появилась информация о том, что Шамардина выгнали из проекта. За этим последовала череда взаимных публичных обвинений в социальных сетях, обращения Шамардина в Роскомнадзор, в суд — по поводу оскорблений в его адрес и заявления в СМИ по поводу клеветы.

С тех пор противостояние между активистами долгое время не ослабевало, Шамардин судился с Благодыревым по поводу оскорблений и распространения персональных данных и выиграл суд. В октябре 2019 года Ютьюб-канал Благодырева был уничтожен после взлома его гугл-аккаунта хакером. По мнению блогера, взлом его аккаунта и уничтожение канала было организовано Алексеем Шамардиным и явилось местью за непрекращающуюся едкую критику провокационного поведения вигиланта во время рейдов.

Шамардин проснулся знаменитым после того, как в августе 2016 года во время рейда против езды по встречной полосе движения пострадал его автомобиль. Женщина, нарушившая ПДД, разбила Шамардину лобовое стекло, а запись с его видеорегистратора разлетелась по новостям воронежских СМИ. Ролик набрал большое количество просмотров, вигилант проснулся знаменитым, и затем последовали регулярные рейды в Воронеже, сюжеты о которых Шамардин стал монтировать и выкладывать в сеть.

После происшествия с лобовым стеклом наиболее резонансные акции «Нашего надзора» стали появляться и в сводках новостей на ТВ, а сам Шамардин начал активно сотрудничать с различными активистами и блогерами, партией «РОДИНА», а с недавних пор и другими вигилантскими движениями, в том числе «СтопХам» в Москве и Санкт-Петербурге. Примечательно, что в начале своей деятельности свое поведение во время рейдов Шамардин противопоставлял вигилантам из «СтопХама».
— Мы отличаемся от скандально известного движения «СтопХам». Мы не окружаем водителей, не клеим им на стекла никаких наклеек. Никакого пиара, наш метод это вежливое объяснение неправоты тех, кто нарушает административный кодекс РФ,
а при необходимости вызов на место нарушения сотрудников правоохранительных органов, — уточнил руководитель общественной организации Алексей Шамардин.
В РЕГИОНАХ
В конце 2019 года был Шамардин заявил об открытии своего проекта в Калининграде, который теперь возглавляет местный неравнодушный гражданин Илья Касимов. После серии выездных рейдов в городах на юге России в феврале 2020 года «Наш надзор» появился в Ростове-на-Дону.

Тем не менее их деятельность в значительной мере уступает по степени размаха деятельности Шамардина. На канале калининградского движения в Ютьюбе пока всего 2 видеоролика, а контент на канале ростовского движения посвящен по большей части мониторингу работы ДПС.
АКТИВНОСТЬ, РОЛИКИ, ПРОСМОТРЫ, РЕКЛАМА
Канал движения зарегистрирован на YouTube 21 сентября 2016 года. Число подписчиков стабильно растет — на апрель 2020 года на канале уже насчитывалось более 189 тысяч подписчиков и всего более 94 миллионов просмотров. Видеоролики не содержат рекламы. В среднем один ролик на канале «Нашего надзора» в YouTube набирает около 40-50 тысяч просмотров.
ФИНАНСИРОВАНИЕ, ОТЧЕТНОСТЬ И МАХИНАЦИИ
Движение не является юридическим лицом, нигде не зарегистрировано и финансируется за счет целевого сбора средств — так называемых донатов, добровольных пожертвований. Как утверждает сам Шамардин, за счет перечисленных на его счет пожертвований он проводит выездные рейды и покупает видеооборудование для съемки сюжетов. Публичной отчетности о тратах при этом в нет — по крайней мере в открытом доступе.

Также, бросаясь на капоты автомобилей, активист симулировал наезды на себя, а затем неоднократно добивался возмещения материального ущерба за испачканную одежду — так называемый ущерб в виде загрязнения, в среднем составляющий около 500 р.за каждый случай «наезда».

В сентябре 2019 года используемая Шамардиным практика с возмещением ущерба неожиданно стала поводом для возбуждения против него уголовного дела — вигилант использовал сфальсифицированные экспертизы для получения компенсаций за загрязненную одежду.

Летом 2019 года Шамардин в очередной раз спровоцировал конфликт с автовладельцем: перегородил ему выезд, умышленно бросался на капот и обвинял в наезде. По словам водителя, Шамардин не получил никаких травм, хотя и грозился обратиться в полицию по поводу ДТП и оставлении места нарушения (водитель был вынужден оставить автомобиль и уйти на работу пешком).

Действительно, вигилант написал заявление в полицию и предоставил в ГИБДД результаты экспертизы, из которой следовало, что в результате наезда он получил ущерб в виде испачканных брюк. Стоимость ущерба, согласно приложенной экспертизе, составила 500 рублей. На водителя завели административное дело в связи с оставлением места ДТП (ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ), но он обратился за помощью к юристу.
Представляющий интересы пострадавшего водителя юрист Вадим Серов тоже возглавляет общественное движение — «Дорожный контроль» — и с 2013 года занимается «защитой общества от пьяных водителей и полицейского беспредела». Серов давно знаком с Шамардиным, резко критикует его деятельность, о чем снял несколько разоблачающих вигиланта видео.
Юристу Серову удалось выяснить, что Шамардин предоставил подложную экспертизу: эксперт, указанный в заключении, никакого отношения к проведенной экспертизе не имел — вигилант использовал в документе его факсимильную подпись. В ходе проверки выяснилось, что указанный эксперт давно вышел из общества оценщиков, а компания «Содружество», в которой он некогда работал с Шамардиным и которая была указана в качестве экспертной, ликвидирована в июне 2017 года.

По словам самого бывшего эксперта, у Шамардина осталось факсимиле его подписи для малозначительных документов — и его вигилант использовал для фальсификации экспертных заключений. Как рассказал корреспонденту «Вести Воронеж» юрист Серов, на основе подобных поддельных экспертиз Шамардина ранее уже были оштрафованы несколько водителей. Сам вигилант считает возбуждение уголовного дела заговором недоброжелателей.
ОПИСАНИЕ РЕЙДОВ, ЗАКОННОСТЬ
Лидер «Нашего надзора» проводит акции не только в родном Воронеже, но и выезжает в другие города России по приглашению местных активистов. Во время рейдов могут участвовать приглашенные волонтеры, гражданские активисты и блогеры, однако, движущая сила, идеолог, организатор и главное действующее лицо акций — сам Шамардин. Он общается с полицейскими и раздает остальным участникам акции указания, как себя вести с водителями, иногда подвергая волонтеров риску быть сбитыми.

Стандартный рейд, как правило, длится весь день. Для проведения рейдов вигилант выбирает преимущественно те городские участки, на которых движение организовано с нарушениями, либо их кадастровый статус неоднозначен.
Тактика Шамардина во время рейдов сводится к созданию препятствий для проезда и удержанию водителей на месте до приезда полиции, провоцированию людей на агрессию и запугиваниям всевозможными наказаниями. Вигилант неоднократно высказывал уверенность в том, что при создании общественного резонанса после своих акций ему удастся добиться законопослушности водителей, а также реорганизации местными властями проблемных участков города.
Тактика проведения рейдов основана в большей степени на провокациях. Вигилант бросается под колеса и на капоты автомобилей, симулирует наезд на себя и использует это как повод для привлечения водителей к ответственности за ДТП (наезд на пешехода), даже в тех случаях, когда наезда как такового нет, а провокация очевидна. Нередко Шамардин применяет насилие к гражданам, причем не только к водителям, но и к пешеходам: удерживает их на месте, применяя болевые приемы, устраивает драки, использует спецсредства (перцовые баллончики) не в целях самообороны.

Часто прикрываясь статусом журналиста, Шамардин навязчиво преследует людей, часто вторгаясь в личное пространство, нарушая конфиденциальность личных данных, а просьбы прекратить приставания просто игнорирует. Он также мастерски устраивает и словесные провокации, лавируя между оскорбительной лексикой и так называемыми оценочными суждениями, нередко беспочвенно оскорбляя своих оппонентов. При этом активист активно и успешно судится по случаям оскорблений в свой адрес со стороны людей, которых сам же и спровоцировал ранее на конфликты.
Рейд с краснодарским блогером Станиславом Андреевым / ВКонтакте
ПОЛИЦИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Алексей Шамардин известен своим провокационным поведением не только по отношению к гражданам, но и к сотрудникам полиции. Нападки, беспочвенные претензии и хамство распространяются не только на нарушителей ПДД — реальных и мнимых —, но и на прибывших по вызову сотрудников полиции, чью работу и поведение Шамардин контролирует подчас настолько активно и придирчиво, что пренебрегает изначальными целями своих рейдов.

Поводом для претензий вигиланта и угроз составить жалобу может послужить внешний вид сотрудника полиции (отсутствие фуражки либо нагрудного значка), не пристегнутый ремень безопасности в патрульном автомобиле, тон и стиль обращения, недостаточная быстрота реакции на задаваемые Шамардиным вопросы — все это неоднократно становилось поводом для обращений Шамардина в МВД с жалобами на неисполнение полицейскими обязанностей согласно Федерального Закона о полиции. Под таким натиском правоохранители, как правило, теряются и готовы выполнять указания вигиланта: привлекают к ответственности всех, кого он сочтет нарушителем, даже в сомнительных ситуациях.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Деятельность Шамардина отличает принципиальность и настойчивость. В результате его многочисленных обращений в администрацию Воронежа некоторые спорные участки города в итоге были благоустроены, на некоторых были установлены дорожные знаки и конструкции, ограничивающие въезд для автомобилей.

Активист регулярно обращается в ГУ МВД, ГИБДД, прокуратуру и суды по поводу зарегистрированных им нарушений, добиваясь привлечения к ответственности граждан, в правоте и законности действий которых он сомневается.
ИДЕОЛОГИЯ. ОПРАВДАНИЕ. КОММЕНТАРИИ К РОЛИКАМ / ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ АКТИВИСТАМИ
Несмотря на утверждения Шамардина о самобытности его проекта, стиль поведения во время рейдов во многом скопирован с поведения активистов движения «СтопХам». Тем не менее мы заметили и обратные заимствования. После серии гостевых рейдов в Москве при участии вигилантов московского движения «СтопХам», у последних появились видеосюжеты, в которых стало прослеживаться влияние «Нашего надзора».

Теперь московские активисты периодически применяют некоторые приемы, используемые Шамардиным, а именно борются с незаконными парковочными конструкциями, изымают их и пытаются сдать в полицию в качестве находки — тактика, регулярно используемая воронежцем.

Примечательно, что представители движения «СтопХам» не афишируют совместные с «Нашим надзором» акции. Ни возглавляющий московское отделение «СтопХама» Кирилл Бунин, ни лидер петербургского движения Владимир Мурзин никак не прокомментировали приезды Шамардина летом 2018 года с гостевыми рейдами и его участие в акциях «СтопХама».
Рейд в Санкт-Петербурге с участником «СтопХамСпб» / ВКонтакте
На юге России Шамардин тесно сотрудничает с местными блогерами, проводит совместные рейды, где уже выступает в качестве лидера и консультанта, демонстрируя свои методики. Принимающая сторона послушно выполняет указания вигиланта и играет роль верных приспешников.
Рейд в Краснодаре с местными активистами / ВКонтакте
РЕЗОНАНС В СМИ
Благодаря своим акциям Шамардин неоднократно оказывался героем новостных сюжетов. Так в сеть попал его конфликт с печально-известным бывшим участковым Романом Хабаровым, а в январе 2018 года Шамардин был задержан на 6 суток по ст 19.3 КоАП РФ, когда препятствовал проезду патрульного автомобиля ДПС. Активист обратился в ЕСПЧ с жалобой на незаконное, по его мнению, задержание и пристрастность суда над ним. Его жалоба была коммуницирована 10 января 2020 года

После того, как во время очередного рейда Шамардин не пропустил автомобиль МЧС, неизвестные прокололи шины его автомобиля. Виновными в этом Шамардин посчитал самих сотрудников МЧС. Вигиланта обливали мочой, его автомобиль поджигали, а в конце 2019 года Шамардин стал фигурантом административного дела за нарушение пограничного режима на окраине Донецка.

В СМИ к проекту Шамардина относятся неоднозначно, хотя и часто цитируют его наиболее резонансные сюжеты — в основном, канал РЕН-ТВ и новостные порталы Воронежа (Блокнот Воронеж, Вести Воронеж, Новости Воронежа и пр.).

Обычные граждане разделились на два лагеря: многих возмущают методы работы активиста, другие же поддерживают его деятельность, в том числе финансово: перечисляют деньги на различные нужды (покупка видеооборудования, поездки с рейдами в другие города), а на критику в адрес Шамардина и его манеры проведения рейдов отвечают оскорблениями и угрозами в сети.
Фрагмент рейда «Нашего надзора» в Москве вместе с активистами «СтопХама» / скриншот YouTube
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Шамардин часто утверждает, что представляет прессу и снимает репортажи о различных общественных нарушениях, однако в сети не обнаружено ни одной его публикации для СМИ «Росдержава», где он числится как судебный корреспондент. Более того, в списке более чем восьмидесяти журналистов «Росдержавы» представлены многие блогеры, в том числе довольно скандальные, с которыми в разное время вигилант участвовал в совместных рейдах, а также бывшие и нынешние участники движений «СтопХам», «Движение» и «Хрюши против».

СМИ зарегистрировано в 2014 году, но более чем за пять лет на сайте «Росдержавы» вышло весьма скромное количество публикаций, как текстовых, так и видео. Большинство публикаций принадлежат авторству адвоката Владислава Лунькова, и ни одной — принадлежащей перу судебного корреспондента Шамардина. Отсутствие видимой журналистской активности не мешает Шамардину постоянно угрожать уголовной ответственностью (ст. 144 УК РФ) не согласным с его тактикой проведения рейдов.
Шамардин часто упоминает свой журналистский статус и предупреждает оппонентов об уголовной ответственности за препятствование «законной деятельности журналиста», игнорируя тот факт, что человек, с которым он сам же и провоцирует конфликтную ситуацию, должен осознавать, что перед ним именно журналист, выполняющий редакционное задание, а не сомнительного вида человек в грязном жилете с надписью «Пресса» и картонным бейджем на груди.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СОМНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
При ревностном отношении к упоминанию своих персональных данных в сети, сам Шамардин активно распространяет в открытый доступ личную информацию о людях, оказавшихся жертвами его нападок во время рейдов. В сюжетах фигурируют их личные данные, части тела, нарочито показанные крупным планом, фрагменты заявлений и прочие документы, в которых содержится персональная информация, не подлежащая разглашению.

Показывая нарушителей, в том числе мнимых, в максимально неприглядном свете, вигилант провоцирует и поощряет в сети оскорбления и угрозы в их адрес со стороны подписчиков проекта «Наш надзор», закрепляя таким образом в методах работы движения травлю как инструмент борьбы против нарушителей ПДД.
июнь / 2020
Автор: Виктория Железнова
Редактор: Асмик Новикова
ЧИТАТЬ ЕЩЕ